Государство Шейбани-хана
Империя тюрков / Империя Чингисхана / Государство Шейбани-хана
Страница 4

Ну, а кто же такие были узбеки в XV в. и в начале XVI столетия, которые во главе с Шейбани-ханом (1451–1510 гг.) покорили владения темуридов и прочно осели в оазисах Средней Азии, что они собой представляли в этническом отношении? В значительной мере мы находим ответы на эти вопросы в тех немногих исторических памятниках, которые были написаны при Шейбани-хане, его ближайших преемниках и сохранились в очень редких рукописях. Среди них наиболее примечательна «Книга о бухарском госте», составленная Рузбеханом Исфагани.

По поводу состава узбекского народа, соседствовавшего с владениями темуридов в эпоху Шейбани-хана, и границ его расселения Рузбехан пишет следующее: «Три народа относятся к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингисхана. На сегодняшний день один из них – все племена, относящиеся к Шейбану, второй народ – казахи, которые славны во всем мире силою и неустрашимостью, и третий народ – мангкыты, кои суть цари астраханские. Одна граница области узбеков оканчивается у океана, другая доходит до Туркестана, третья – до Дербента, четвертая – до Хорезма и пятая – до Астрабада. Все эти земли целиком составляют летовки и зимовки узбеков. Ханы всех этих трех народов находятся между собой в постоянной вражде, и каждый из них посягает на другого. И когда побеждают, то один другого продает в рабство, забирает в плен; скот и людей противника в своей среде считают дозволенной военной добычей и никогда от этого правила не отступают. Если кто-либо прекословит им в этом, говоря: „Зачем же ты продаешь в рабство свой собственный народ?“ – они удивляются и говорят: „Да этот человек сумасшедший! Он не признает военной добычи“. Кто же дерзнет сказать им: „Это мои люди“ – после такого утверждения, что это есть их военная добыча? У них широко распространена продажа победителями побежденных, без запрета со стороны того, кто мог бы это воспретить, и без всякого противодействия того, кто воспрепятствовал бы этому. У всех узбекских племен очень много уважаемых ханов; каждое племя великих и именитых потомков Чингисхана называют султанами, а того, кто больше их всех, именуют ханом, то есть великим из государей и правителей их, в повиновении которому они были бы непоколебимы».

Едва ли могут быть сомнения в том, что в приводимое Рузбеханом столь точное определение главнейших этнических групп, называемых в начале XVI в. общим именем «узбеки», входят тюрко-монгольские племена бывшего улуса Шейбана, простиравшегося от Урала до рек Ишима и Сары-Су и севернее, в направлении к Ледовитому океану (нельзя забывать, что из дома Шейбана вышли сибирские ханы, подчинившие себе значительную часть Сибири), племена Дешт-и-Кыпчака, или улуса Орды, и низовья Эмбы, Урала и Волги до Кавказа, занятые мангкытами или ногайцами. Последние, впрочем, в начале XVI в. в значительном количестве прочно расположились на сырдарьинских равнинах, по соседству с казахами, и значительно севернее их. Даже если несколько скептически отнестись к границам территории страны узбеков, которые приводит Рузбехан со слов самих вождей этого народа, то все же приводимые им пограничные вехи оказываются довольно точными. Действительно, в описываемое время граница узбекской территории доходила до восточных районов Туркестана включительно. Хорезм не был исконным узбекским владением, а степные просторы до Астрабада были заняты преимущественно этими мобильными кочевниками, потому как еще при преемнике Амира Темура, Шахрухе (1405–1447 гг.), по словам Самарканди, ставшие казахами узбеки совершали набеги даже на Мазандаран, проникая туда через Астрабад.

Согласно Полю Пелио, имя «узбек» значит «хозяин себя», т. е. «свободный человек». В таком случае, «узбек» в качестве названия нации значило бы тогда – «нация свободных людей».

Дабы у читателя не возникло путаницы в связи с термином «узбеки», следует понять, что узбеки-кочевники, жившие в северо-восточных областях улуса Джучи в XIV–XVI вв., и узбеки современные – не одно и то же. В состав узбекского народа входили в основном следующие этнические части: тюркское население Мавераннахра, которое уже с XI в. начало тюркизировать в языковом отношении; жившее здесь с глубокой древности таджикское земледельческое население; тюркизированное в ряде городов ираноязычное население, которое утеряло свой родной язык; кочевники-узбеки, переселившиеся в конце XV – начале XVI в. в большом количестве со стороны низовьев Амударьи и Сырдарьи на территорию современного нам Узбекистана. Белоордынские узбеки составляют одно из главных слагаемых в этногенезе современного узбекского народа.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

История и культура майя
Тропические леса Центральной Америки – родина древних майя. Они пришли с севера, и даже слово «север» — «ша­ман» на их языке — связано с понятием « ...

Положение о службе охраны труда
В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики ...

Власть диктаторов и императоров
Одной из интереснейших проблем в истории древнего мира является решение вопроса о том, как и в силу каких причин римское государство, построенное на основах античного народоправства, то есть свободн ...