Созидательная работа в Римской империиДревний Рим / Власть диктаторов и императоров / Созидательная работа в Римской империиСтраница 1
У Римского государства было немало и позитивных сторон. Рим обустраивал империю, украшал города, строил дороги. Строительство шло повсюду. Ведь не случайно Рим назван «мировым городом». Афиней называл жителей Рима даже «народом вселенной», говоря, что без ошибки можно было бы назвать Рим и «выжимкой вселенной». Напомним, что ко II в. н. э. население Рима составляло около 1 млн жителей, а все население греко-римского мира 50–60 млн человек. Поэтому действительно, глядя на Рим, можно было одним взором окинуть «все города мира», как бы разместившиеся в нем. Многие из посетивших этот город легко могли бы тут по разным приметам увидеть: и «золотую Александрию», и «прекрасную Антиохию», и «великолепную Никомедию», не говоря об Афинах. Так, Афиней подчеркивает: «Мне дня недостало бы, возьмись я перечислять все города в небесном граде римлян, – не хватило бы и всего календаря – настолько Рим многолик! И целые народы поселились в нем, собравшись в одно место, – не говоря о прочих, назову каппадокийцев, скифов, понтийцев». Град Мира!
Старая Аппиева дорога в наше время
При Августе построен «Большой цирк», рассчитанный на 150 тысяч зрителей. Дорожная сеть империи составляла более 80 тысяч километров, а если взять все дороги, созданные за 200 лет, называют цифру и вовсе поразительную – 300 тысяч километров! Одной из самых известных дорог была знаменитая Аппиева дорога, прекрасно сохранившаяся до сих пор, которая начинается у Терм Каракаллы. Она как бы открывает Риму «окно на Восток». Виа Аппиа – одна из старейших дорог мира, прозванная «regina viarum» («царица дорог»). Постройку ее в 312 г. до н. э. начал римский государственный деятель Аппий Клавдий. Затем дорогу дотянули до Бриндизи. После падения Империи дорога была заброшена, о ней почти забыли, «открыв» вновь в эпоху Ренессанса. Когда-то в мире говорили: «Все дороги ведут в Рим». Впрочем, не только в Рим. Например, из Карфагена в Марокко (через нынешний Алжир) шла непрерывная дорога длиною в 2 300 км. Строились храмы, выполнявшие не только религиозные, но и иные функции. Храм Артемиды в Эфесе превращен жрецами в банк, где хранились богатства знати. Конечно, нельзя не сказать еще об одном из чудес Рима – грандиозном римском Пантеоне.
Интерьер Пантеона
Пантеон построен до начала нашей эры Марком Агриппой в честь императора Августа – и в 120 г. новой эры (при Адриане) обрел современные формы. Из всех известных античных памятников он дошел до нас в наилучшей сохранности. В этом памятнике привлекает гармоничное сочетание фронтального портика с тимпаном, что как раз и характерно для греческих храмов, с круглым корпусом. Такая же форма была принята и для римских бань. Его полусферический купол превышает высотой даже купол собора Св. Петра. Диаметр основания и высота здания равны (43 м). Храм отличает удивительная ясность, легкость пропорций. В Пантеоне захоронены останки многих выдающихся художников Италии (Рафаэль, Каррачи).
В Риме вы видите и великолепные мавзолеи… Все прочие своими размерами превосходит изумительный мавзолей Адриана. Правда, по тому, что осталось от него, трудно составить представление, каково было сие сооружение в древности. Византийский историк Прокопий оставил нам его описание. Это был наиболее значительный после Колизея памятник римской архитектуры. Мавзолей имел квадратное основание, на котором возвышалась высокая башня, украшенная дорическими колоннами, статуями и нишами для эпитафий по умершим. На вершине башни находилась колоссальная скульптурная группа из бронзы, изображавшая Адриана на квадриге. Стены огромной толщины облицованы благородным мрамором. Здесь потом захоронят останки целого ряда римских императоров – до Каракаллы включительно. Мавзолей был свидетелем многих событий истории, был укреплен и превратился в настоящую крепость на Тибре.
Мавзолей Адриана
Безусловно, Рим способствовал развитию ремесел, подъему промышленности, разделению труда. В трактате Катона сказано: «Лучшие плуги изготавливаются в Риме… В Капуе и Ноле следует закупать ведра, амфоры для масла, ковши для воды и вообще медную посуду… канаты же для прессов следует приобретать в специальной мастерской Гая Менния, сына Луция, в Венеафре». Однако занятие ремеслом (что собственно и создает общественное богатство) считалось делом презренным и ничтожным. К ремесленникам знать относилась как к мужланам и невеждам. И все же это не мешало вести большую и успешную созидательную работу по обустройству империи. Вечный город, да и другие города империи требовали внимания. Возникла пожарная служба, насчитывавшая в Риме 7 тысяч человек. Учредил коллегию пожарных Плиний Младший, бывший при Траяне легатом и куратором города. Основа водопроводной системы Рима сохранилась до наших дней. «Если бы, – писал Плиний, – кто-нибудь захотел измерить все количество воды, текущей для общественного употребления в банях, прудах, каналах, дворцах, садах, пригородных имениях, измерить те расстояния, которые она протекает, сооруженные арки, прорытые горы, сровненные долины, то он должен был бы сознаться, что во всем мире никогда не было ничего более достойного удивления». Римляне строят акведуки, мосты, бани, театры и т. п.
Смотрите также
Наука и политика. Война и мир
С тех самых пор, как мои занятия античным миром приняли
сознательный и самостоятельный характер, он был для меня не тихим и отвлекающим
от современной жизни музеем, а живой частью новейшей культуры; ...
Анализ расчетов с покупателями
Дебиторская задолженность - это суммы, причитающиеся от покупателей и заказчиков. Естественно, что предприятия заинтересованы продавать продукцию покупателям и заказчикам, которые способны оплатить ...
Крах и падение Римской Империи
Подобно Катону Цензору Тиберий порицал также возраставшую
роскошь знати, содействовавшую развращенности, порокам и изнеженности и
вывозившую в Индию и Китай в обмен на шелк и драгоценные камни драго ...