Египет и Россия – духовные и культурные связиДревние цивилизации / Солнечная земля Египта / Египет и Россия – духовные и культурные связиСтраница 2
Процессия из Карнака. Реконструкция
Разумеется, те, кто посещал священные храмы Египта в Фивах, могли быть свидетелями самых больших празднеств года – «Опет». Действа разворачивались между святилищами Карнака и Луксора, и кульминацией этого праздника был вынос священной лодки Амона-Ра из храма Карнака. Ладью высшего божества несли 30 жрецов, за ней несли лодку Мут (супруги Амона) и лодку Хонсу (сына Амона). А уже за этими божествами следовали фараон со жрецами и жрицами, двором и воинами, сопровождаемые музыкантами и танцовщицами. Они распевали подобающие празднеству гимны. Зрелище, вероятно, было впечатляющее, незабываемое.
У входа в Луксорский храм
Интерес к Востоку и Египту у русских возник давно (с принятием христианства на Руси и даже ранее). Древнеегипетские мотивы встречаются в скифских ювелирных украшениях. По версии древнегреческого историка Диодора, скифы дошли до Нила, распространив на Египет власть. О встрече египтян и скифов на границе Египта и Сирии писал Геродот. Он говорил иначе: якобы это египетский царь Сесострис переправился из Азии в Европу и покорил скифов и фракийцев… И то и другое более походит на вымысел. А вот связи с народами Причерноморья и Закавказья сомнений не вызывают. Ведь греки в VII веке до н. э. активно осваивали побережье Черного и Средиземного морей, где создали немало колоний (милетцы – Ольвию, гераклейцы – Херсонес). С разрешения фараона Псамметиха I они обосновались и в Египте (город Навкратис). Тут была масса возможностей наладить торговлю. Египетские скарабеи полюбились древнему населению Осетии и Кабардино-Балкарии. В могилах Пантикапея, Херсонеса, Ольвии находят египетские амулеты (скарабея, фигурки сокола и льва, Беса, Гарпократа и Птаха-Осириса).
Ушебти – магическая фигурка
Жители Причерноморья даже свои корабли называли иногда по имени богов Египта («Исида»). «И в саисское, и в эллинистическое, и в римское время, с VIII–VII веков до н. э. по III–IV века н. э., в причерноморских степях и севернее стали распространяться предметы материальной культуры Египта. И если в столичные города попадали достаточно уникальные предметы, такие, как архитектурные детали, монументальная скульптура, то в глубинные районы в массовом количестве вывозились фигурные амулеты и бусы из египетского фаянса, исключительно широко распространенные во всем тогдашнем мире, от Европы до Китая». Выходцы из Скифии и Бактрии посещали земли Египта; возможно, в свою очередь, земли Руси посещали и дипломаты из Египта.
Н. К. Рерих. Вестник
Первыми серьезными источниками о Египте стали византийские хроники. Многие из них переводились на славяно-русский язык: хроники Георгия Синкелла (VIII в.), Иоанна Малалы (VI в.) и Георгия Амартола (IX в.). В трудах первых двух есть сведения из «Египтики» жреца Манефона, что была создана на основе древнеегипетских летописей. Переводчики труда проводят параллели между богами Греции, Египта и Руси (Гефестом, Гелиосом, Птахом, Ра, Гермесом Трисмегистом, Тотом и Сварогом и т. д.). Хроника Георгия Амартола – популярное историческое сочинение в литературе Древней Руси. Амартол – родом из Александрии. Он дает подробнейшее описание завоевания Египта Александром Македонским, историю его смерти и краха империи, правление Птолемея и т. д. Он описывал богов и культы египтян (Аписа, Исиды, Осириса), их грамоту («грамоту иероглуфийскую»), изображал реку Нил («Гион, зовемый Нил») и крокодилов. Он же упоминает о посещении Египта греками Анаксагором, Пифагором, Платоном, Плутархом (для бесед с «премудрыми»). Скупые сведения о Египте есть и в «Повести временных лет» (XII в.). О посещении Египта русскими в ту эпоху сведений нет, хотя в Никоновской летописи сказано, что князь Владимир отправил послов в некоторые страны, в том числе в Египет (1001 г.). Появились рассказы о Египте в хронографах и космографиях (к XVI в.). В них отмечается, что «египтяне издавна к мудрости тщательны, и земледельцы и звездочеты». Первые регулярные связи Руси с Египтом восходят, вероятно, еще к XIII–XIV векам.
Смотрите также
Греция – родина европейской цивилизации
История как особый вид научного знания – или, лучше сказать,
творчества – была детищем именно античной цивилизации. Разумеется, и у других
древних народов, и, в частности, в соседних с греками стран ...
Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть
этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков,
как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове ...
Предисловие
Почти двадцать лет назад я заключил соглашения, результатом
которых стала эта книга. К началу войны около полумиллиона слов в соответствии
с договором уже легли на бумагу. Конечно, предстояла немала ...