Египет и Россия – духовные и культурные связи
Древние цивилизации / Солнечная земля Египта / Египет и Россия – духовные и культурные связи
Страница 15

Экслибрис Тураева. Изображение египтянина Тураи

Перед смертью ближним он жаловался, говоря: незачем жить, ибо отнята душа, подавлен дух, а человеку оставлен «один желудок» (О. Томашевич). Знаменательно то, что когда друзья пытались вытащить его из лап смерти и стали просить правительство помочь ему лекарствами и рисом, на эту просьбу ученых министр культуры А. Луначарский наложил циничную резолюцию (по крайней мере, именно так говорили тогда в кругах питерских востоковедов): «В настоящее время молодая Советская республика в египтологах не нуждается». Но в дальнейшем советская египтология все же дала миру превосходных ученых. Проф. В. И.

Проф. В. И. Кузищин. Зав. кафедрой истории древнего мира МГУ

Они написали целый ряд замечательных работ, освещая различные стороны египетского искусства. Старая интеллигенция дореволюционной России успела-таки привить молодым поколениям любовь к египетскому искусству. В. К. Мальберг, читавший в 1917–1918 годах в Московском университете курс по искусству Египта, рассказывал студиозам о дивной, неповторимой красоте египетских портретов периода Древнего царства (показав лик царевны Нофрет и портрет царевича Рахтепа). Б. Ботмер сумел показать тайны и прелести искусства I тысячелетия до н. э., в частности, малой пластики поздних времен. Египетская пластика малых форм стоит в одном ряду с терракотовыми фигурками античной Греции, терракотовой пластикой Китая, статуэтками древней Вавилонии и т. д. Исследователи обратили на нее внимание уже в конце XIX – начале XX века (Биссинг, Капар, Масперо, Шпильберг, Штейндорф). Например, Биссинг издал в 1906 году капитальный труд, посвященный египетской скульптуре, представлявший собой большую художественную ценность. Ученики великого Тураева поставили задачу – досконально изучить египетское искусство. Затем Т. А. Бороздина возглавит в 20?е годы египетский отдел Музея изящных искусств в Москве, деятельность Н. Д. Флиттнер связана с отделом Древнего Востока в петербургском Эрмитаже. Российская египтология обогатилась известными именами – В. И. Авдиев, И. М. Дьяконов, М. А. Коростовцев, В. В. Струве, Ю. Я. Перепелкин, Б. Б. Пиотровский, Ю. П. Францев, Н. С. Петровский, В. И. Кузищин, В. В. Солкин и др.

Можно утверждать с известными оговорками, что советская идеология переняла некоторым образом иные из положений религиозно-философского синкретизма египтян, который нашел воплощение в учении герметизма. Поскольку вера везде является необходимым условием существования и деятельности человека, то на смену христианству должна была прийти иная философия. И разве марксизм не стал своего рода «социальной алхимией», а Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин не выступали в роли «земных божеств», в чем-то очень схожих с Гермесом Трисмегистом, пророком и спасителем эзотерических герметических кружков и гностических сект?! Еще более очевидной становится такая связь, если вспомнить, что у нас считалось возможным очистить человека от скверны старого мира с помощью новой идеологии, что он может стать невинным, подобно Адаму и Еве. А возьмите удивительное стремление подчинить себе природу, открыть ее тайны. Таким образом человек почти уравнивался с богом и даже его превосходил.

Сравните эти установки с герметическими текстами. «Дерзнем сказать, – заявлял Гермес Трисмегист (Триждывеличайший), – что человек есть смертный Бог и что Бог небесный есть бессмертный человек. Таким образом, все вещи управляются миром и человеком». И далее: «Господин вечности есть первый Бог, мир – второй, человек – третий. Бог, творец мира и всего, что он в себе заключает, управляет всем этим целым и подчиняет его управлению человека. Этот последний превращает все в предмет своей деятельности». Горят Порт-Саид и Суэц, разбомбленные современными варварами

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Смотрите также

Солнечная земля Египта
Египет… Этот мир неизменный, удивительный, с историей, наполовину лишь разгаданной, с мудростью, четырьмя тысячелетиями предшествовавшей времени Авраама и Якова. В. Андреевский А более всего я люб ...

Крах и падение Римской Империи
Подобно Катону Цензору Тиберий порицал также возраставшую роскошь знати, содействовавшую развращенности, порокам и изнеженности и вывозившую в Индию и Китай в обмен на шелк и драгоценные камни драго ...

Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее ...