Пирамиды и храмы – молчаливые стражи Египта
Древние цивилизации / Солнечная земля Египта / Пирамиды и храмы – молчаливые стражи Египта
Страница 7

Писатели Э. Володин, С. Лыкошин, В. Миронов у подножия пирамид

С глубокой древности к ним устремлялись многие путешественники, чтобы подчеркнуть еще и еще раз величие этих каменных исполинов, рядом с которыми столь ничтожными кажемся мы, смертные. Греки, римляне, русские у их подножий вспоминают свою жизнь, своих родных и близких – или «горькие слезы роняя в скорби о былом», или устремляясь в мечтах к отдаленному будущему, которое будет столь же грандиозно и величественно.

Наш мозг не в состоянии это уразуметь. Коцейовский объяснял сей феномен так: «Это объясняется тем, что все труды фараонов, все их заботы о своем заупокойном культе шли, в конце концов, на пользу не только их самих (фараонов), но также и их подданных: если этим последним и приходилось нести значительные тяготы, чтобы обеспечить своим властелинам вечное блаженство в потустороннем мире, то эти жертвы, эти лишения сторицею оплачивались как в настоящей, так и в загробной жизни. Только спустя много-много веков после смерти последних фараонов IV династии, когда великое египетское государство утратило навсегда свою самостоятельность и подпало под власть чужеземных государей, чуждых и ненавистных египетскому народу за свое презрение к его нравам и обычаям, за свое происхождение от презренных чужеземцев, не могла удерживаться в прежнем виде вера в божественность царской власти, хотя официальные надписи до самого падения язычества в Древнем Египте не перестают утверждать в стереотипных фразах, будто эта вера пребывала совершенно неизменной». Лишь много лет спустя греки записали рассказы египтян о жестокости Хеопса и Хефрена, о ненависти к ним народа. И тогда легенда превратила древних благочестивых царей в безбожников, в мучителей, что, видимо, были ниспосланы богами Египту в наказание за их грехи. Говорили, что ни Хеопсу, ни Хефрену так и не пришлось почивать в созданных им пирамидах, что будто бы они завещали близким похоронить их тела где-нибудь в уединенном месте, тайком от народа. Статуя фараона Хефрена из диорита с соколом Гором. Каир

Статуя фараона Хефрена из диорита с соколом Гором. Каир

И все же нам кажется верным и философски глубоко значимым замечание египетского историка Захи Хавасса: «В каком-то смысле именно пирамиды построили Египет, а не наоборот, так как вокруг одного памятника происходило объединение и унификация всего государства». Взирая сегодня на эти каменные громады, понимаешь, что «народы мира рядом с древними египтянами – дети» (Розанов). Ведь и тысячелетия спустя великий труд египтян вызывает восхищение не только у инженеров, но и у путешественников. Вспомним опять же строки русского поэта Валерия Брюсова, посвященные этим циклопическим стройкам («Пирамиды»):

В пустыне, где царственный Нил

Купает ступени могил;

Где, лаврам колышимым вторя,

Бьют волны Эгейского моря;

Где мир италийских полей

Скрывает этрусских царей;

И там, за чертой океана,

В волшебных краях Юкатана,

Во мгле мексиканских лесов, —

Тревожа округлость холмов

И радостных далей беспечные виды,

Стоят Пирамиды…

Из далей столетий пришли

Ровесницы дряхлой Земли

И встали, как символы, в мире!

В них скрыто – и три, и четыре,

И семь, и двенадцать: в них смысл

Первичных, таинственных числ,

И в знак, что одно на потребу,

Чело их возносится к небу…

Так ты неизменно стремись,

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также

Анализ последних исследований и публикаций
Научный поиск в сфере государственного регулирования экономики традиционно сосредотачивается на оптимальном соотношении между экономической эффективностью и социальной справедливостью. В ходе поиска ...

Карты
Государство хуннских шаньюев Эпоха сяньби и жуаньжуаней Степные царства Эпоха тюркских каганатов Второй тюркский каганат Эпоха уйгурского каганата Кыргызски ...

Наука и политика. Война и мир
С тех самых пор, как мои занятия античным миром приняли сознательный и самостоятельный характер, он был для меня не тихим и отвлекающим от современной жизни музеем, а живой частью новейшей культуры; ...