Борьба Вавилона и Ассирии за господство
Древние цивилизации / Цивилизации Шумер, Вавилона, Ассирии / Борьба Вавилона и Ассирии за господство
Страница 7

Г. Мартин. Вавилонское столпотворение

Иные имена царей дошли до нас благодаря разрушительным действиям или жестокости. Скажем, Синаххериб известен тем, что в 688 году до н. э. разрушил Вавилонскую башню. Набопалассар овладел Вавилонией, после чего возникло так называемое ново-вавилонское или халдейское царство (626–604 гг. до н. э.). Набопалассар оставил созданное царство сыну Навуходоносору II, правившему почти 45 лет (604–561 гг. до н. э.). И хотя тот ушел из жизни со словами: «Да состарюсь я, шествуя перед вами по этим улицам, и да буду жить я в отдаленном будущем, при благоденствии тела моего и с радостью в моем сердце» (гласит надпись на гробнице, найденной в 1900 г.), он нес горе и печаль. Навуходоносор II покорил часть Ближнего Востока, захватил земли Сирии и Палестины, совершил поход в Северную Аравию, разрушил Иерусалим (587–586 гг. до н. э.).

Нравы были дикими и кровавыми. С побежденными не церемонились. Отрубленная голова эламского царя услаждала взоры Ашшурбанипала и его жены во время пиршеств, вися прямо над ними на дереве, у стола. Царь Ассирии говорил: «Я отсек головы воинов и сложил из них пирамиду перед городом. Я сжигал в огне мальчиков и девочек… Оставшихся в живых пленных я сажал на колья вокруг города, а остальным выкалывал глаза». Победители сдирали живьем кожу с несчастных, замуровывали в стены крепостей. Воины отрубали своим жертвам головы и за каждый подобный «трофей» получали награду. Их бальзамировали и отправляли в столицу Ассирии, где головы с большим воодушевлением демонстрировали на парадах. Ассирийцы считают убитых

Ассирийцы считают убитых

Ашшурбанипал слыл грамотеем, собрав в Ниневии прекрасную библиотеку. Библиотека содержала богатейший материал по литературной, ученой, богословской деятельности Двуречья. Однако большая часть материалов повествует о военных походах царя-воителя. В большом количестве представлены письма, донесения, царские приказы, предписания чиновникам, доклады о взятии городов, о потерях и пленных, данные о восстаниях и даже доносы. Вот донесение генерала Белибни царю Ашшура о событиях в Эламе: «…Элам одержим как бы головной болью, попал в убожество, повержен в страх; когда начался в их стране голод, они ее покинули; Даххашауруи и Шаллукеи – все отпали от них…» Другое письмо представляет откровенный донос: «Царю, моему господину, твой слуга Беликиша. Набу, Мардук да будут милостивы к моему владыке. Царедворцы моего господина, которых царь, мой владыка, сегодня отличил: Табала, сын Белхарран-ахуссура, произведенный моим господином в чин «рабу», Набу-сакип, которого царь назначил третьим на свою колесницу (т. е. адъютантом), Эмур-илушу, назначенный в гвардию, – эти три человека – пьяницы; когда они пьяны, каждый из них не в состоянии отстранить кинжала от того, что попадается под руки. Сведение, известное мне, наверное, я сообщаю моему господину царю; царь, мой господин, может поступать как ему угодно». В одном письме жалуются на офицера, ограбившего дом автора письма, в другом – доносят на важных чиновников, уклонившихся от храмовых повинностей. Жрец просит царя принять к нему на службу сына и жалуется на придворные интриги, а также на то, что при дворе у него нет достойного друга, которому он мог бы дать взятку и тем самым решить проблему. Есть жалобы и чиновников, не получающих жалованья, и мольба не дать умереть с голоду. И хотя при прочтении множества писем может создаться впечатление об известном «убожестве ассирийского духа», они дают возможность увидеть все стороны их жизни. Царь-бог принимает доклады и клятвы слуг и чиновников

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также

Положение о службе охраны труда
В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики ...

Карты
Государство хуннских шаньюев Эпоха сяньби и жуаньжуаней Степные царства Эпоха тюркских каганатов Второй тюркский каганат Эпоха уйгурского каганата Кыргызски ...

Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее ...