Вавилон – центр торговли, знаний, культуры
Древние цивилизации / Цивилизации Шумер, Вавилона, Ассирии / Вавилон – центр торговли, знаний, культуры
Страница 3

«Отец истории» Геродот о Вавилоне писал: «Страна эта – плодороднейшая из всех нам известных, приносящих плоды Деметры». Сказочный дар Тигра и Евфрата. Недра ее были богаты нефтью (кстати говоря, само слово «нефть», «naptu» – вавилонское). В политическом отношении Вавилония чем-то напоминала аристократическо-буржуазную республику, где у власти стояли цари, избиравшиеся местной элитой («народным собранием»). Они ежегодно обязаны были подтверждать свои властные полномочия в храмах. Горожане сохраняли принципы самоуправления и пользовались относительной свободой. На это указывает и народная пословица, гласившая: «Даже собака свободна, когда она входит в Вавилон». Г. Доре. Вавилонская башня

Г. Доре. Вавилонская башня

Знания играли важную роль в жизни Шумер, Ассирии, Вавилона (ведение календарных расчетов, соотнесение астрологических данных с нуждами земледелия, распределение урожаев, сбор налогов, бухгалтерия). Из их арифметики затем выросла алгебра и начатки теоретической геометрии. Расшифровка глиняных табличек показала, что вавилонская математика была более развита, чем ее восточные аналоги. Находясь на перекрестках важных караванных путей, торгуя, люди Двуречья особенно остро нуждались в услугах математики, этой «науки купцов и промышленников». Ашшурбанипал (Сарданапал) вел математические подсчеты: «Я совершаю запутаннейшие деления и умножения…» Мы до сих пор пользуемся вавилонской системой имен, они изобрели солнечные и водяные часы, лунный календарь, таблицу умножения, таблицы обратных величин, создали сложную символику цифр, знали арифметическую и геометрическую прогрессии, систему линейных уравнений. Те же вавилоняне, согласно Цицерону, сохраняли в своих записях наблюдения за движениями светил в течение многих лет. Они разработали системы письма и связи, строили дамбы и каналы, бассейны и ванны. Прозванные «халдеями» ученые широко были известны в древнем мире как великие мудрецы, чародеи, чернокнижники и маги. Стены Вавилона

Стены Вавилона

Несомненные успехи достигнуты и на ниве образования. Известен ряд «высших школ» в Вавилоне, Уруке, Сиппаре. Писали на глине или же на выделанной коже палочками из очищенного камыша. Этот способ письма у ассирийцев и вавилонян переняли соседние народы (эламиты, персы, мидяне, хетты, урарты, финикийцы). Обучение в учебных заведениях обычно продолжалось в течение четырех лет. Изображение жреца

Изображение жреца

Во время раскопок удалось обнаружить древнюю школу в г. Мари, где найдены пособия для обучения и задачи, которые приходилось решать ученикам. Храмовые школы и библиотеки Вавилонии включали литературные произведения разного рода. О том, что представляли собой школа и процесс обучения во II тысячелетии до н. э., гласит текст той поры… Школьник боится опоздать на занятия. За опоздание или за болтовню его могли строго наказать – палкой (в письме присутствуют два знака – «тело» и «палка»). Учитель, от лица которого и ведется сей рассказ, говорит ученику: «Твоя рука (рукопись) никуда не годится». При этом он сетует на ничтожность его доходов и бурно выражает радость по поводу даров и приношений, которыми решают одарить его родители за занятия с их оболтусом. Штат школы включал в себя учителя, помощника учителя и директора, т. е. «отца школы». Табличка с шумерскими буквами-знаками

Табличка с шумерскими буквами-знаками

Интересны и «сцены коррупции», о которых говорят тексты… Родители, дабы задобрить учителя, приглашают его домой. Отец выставил знатное угощение, «облачил учителя в новое одеяние, преподнес ему подарок, надев ему на палец кольцо». Ублаженный учитель уже более благосклонно смотрит на будущего писца. И речи его звучат куда приятнее для ушей юноши и родителей. «Юноша, ты не презрел мои слова и не забыл их, – да сумеешь ты достигнуть совершенства в искусстве письма и постичь все его тонкости! Да будешь ты лучшим среди братьев своих и главным среди друзей своих, да займешь ты первое место среди всех учеников. Ты хорошо учился в школе, и вот ты стал ученым человеком». Видимо, эта сцена была довольно распространенной в тогдашней системе образования. Об этом говорит и тот факт, что историки располагают многочисленными копиями подобных текстов. Шумерская школа, видимо, была довольно мрачной и неприветливой, программа обучения – сухой, преподавание – скучным и однообразным, а дисциплина в ней – весьма суровой. Все несли подарки своим господам: цари – богам, чиновники – царям, ученики – учителям, и все они – жрецам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее ...

Власть диктаторов и императоров
Одной из интереснейших проблем в истории древнего мира является решение вопроса о том, как и в силу каких причин римское государство, построенное на основах античного народоправства, то есть свободн ...

Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков, как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове ...