Греческое наследие: скифы и Россия
Древняя Греция / Наука и политика. Война и мир / Греческое наследие: скифы и Россия
Страница 10

Несут дары Деметры

Спутники Одиссея превратились в свиней, испробовав некое зелье Кирки. Ломает себе шею предавшийся пьянству и распущенности Эльпенор. Антиной погибает, пораженный стрелой, так и не оторвавшись от кубка, отуманенный «медвяным вином». Гомер рисует и сцену того, как эллины выходят в море пьяными, там начинают бунтовать и погибают. Даже Эней, мудрейший на советах троянцев, из-за своей пьяной болтливости чуть не погиб. Агамемнон справедливо ставит вино на одну доску с безумием. Признавая полезным умеренное потребление вина, Гомер заявляет, что хлебать вино большими глотками – значит вредить самому себе. В столь остром вопросе важнее всего сохранять чувство меры. Платон в «Законах» говорит, что не стоит «безусловно порицать дар Диониса и говорить, будто он плох или недостоин быть принят в государство». Россия, как известно, близко к сердцу приняла дар Диониса. Поэтому одни думают, что «вино дано людям в наказание, чтобы мы впали в неистовство», другие, напротив, свято верят, что «вино дано как лекарство для того, чтобы душа приобретала совестливость, тело – здоровье и силу». Истина – лежит посередине. Изображение пьяного Силена

Изображение пьяного Силена

Хотя что касается недостатков и пороков, присущих грекам, у кого их нет?! Иные пороки в ряде случаев могут стать жизненной силой. Лучше обратить внимание на собственные пороки, дабы изжить их. В отношении древней Греции можно принять образы и сравнения, используемые в платоновском «Пиру» Алкивиадом, когда тот говорит о философе Сократе. Внешне тот уродлив и похож на изваяния Силена. Речи его кажутся смешными, даже безумными. Но если раскрыть их внутренний смысл, обнаружится, что в них порой может быть заложена большая мудрость, благородство, великое число добродетелей, даже определенная душевная красота. Обучение грамоте в России. Миниатюра XVII в.

Обучение грамоте в России. Миниатюра XVII в.

Греки передадут нам не только атрибуты государственности, но и христианскую веру. Этому тогда придавалось огромное значение. Когда после 860 года послы из страны Рос были крещены в Константинополе, патриарх Фотий с гордостью сообщал об этом в своей энциклике восточным патриархам. Там было сказано, что отныне русские находятся под духовным владычеством Византии и византийского епископа как «подданные и друзья» империи. Очень показателен и выбор терминов в послании. Фотий выбирает два (hypekooi и proxenoi), ведущих происхождение из времен классической античности: первый из них обозначал полуподданных-полусоюзников Афинского государства, а второй употреблялся применительно к тем лицам, которых иностранные государства назначали на роль «друзей» Афин (т.е. что-то вроде «почетных граждан») (Дм. Оболенский). Период тесного сближения Византии и Древней Руси будет нами рассмотрен позже. Замечу лишь, что в дальнейшей сложной и трагичной истории Греции будут страницы, когда немало греков и вообще иммигрантов-христиан из Османской империи и ее вассальных государств устремится в Россию, найдут тут пристанище, укрытие, судьбу. «Философия и риторика» Софрония Лихуда

«Философия и риторика» Софрония Лихуда

Достаточно сказать о том, что именно ученые-теологи братья Иоанникий и Совфроний Лихуды стояли у истоков российского высшего образования. Греки по происхождению, они вели свою родословную от княжеского рода Лихудов. Семья эта занимала высокие посты в духовной и светской жизни Византии еще в XI веке. После падения Константинополя многие из них вынуждены были бежать. Лихуды нашли пристанище на острове Корфу, учились в Венеции, затем в знаменитом университете в Падуе. Когда в 1682 году царь Федор Алексеевич задумал завести в России высшую школу, он обратился с просьбой к константинопольскому патриарху Досифею. Выбор того пал на Лихудов. В итоге они добрались до России, возглавили с 1687 года только что созданную Славяно-греко-латинскую академию. В ней на протяжении восьми лет они преподавали грамматику, пиитику, риторику, логику, математику, физику. Их перу принадлежит ряд учебников. Это была первая успешная попытка наладить светское образование в России, первый опыт по созданию учебников истинно европейского уровня. В обиход даже вошел термин «греченя». Под «греченами» подразумевались греки-христиане, арабы-христиане, славяне. Размеры миграции были таковы, что в Москве явилась особая иноземская греческая слобода, подворье в районе Воздвиженской слободы Греческого монастыря на Никольской улице. В этом плане интересна и практика «исправления веры греков». При крещении в христианскую веру «обусурманенные» получали от русского царя немалые деньги. Главное же, что они получали доступ к знаниям. Грамота царя Федора Иоанновича

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Смотрите также

Карты
Государство хуннских шаньюев Эпоха сяньби и жуаньжуаней Степные царства Эпоха тюркских каганатов Второй тюркский каганат Эпоха уйгурского каганата Кыргызски ...

Становление Римской Империи
История не в состоянии без посторонней помощи наглядно описать народную жизнь во всем ее бесконечном разнообразии; она должна довольствоваться описанием общего хода событий. В ее состав не входят де ...

Предисловие
Почти двадцать лет назад я заключил соглашения, результатом которых стала эта книга. К началу войны около полумиллиона слов в соответствии с договором уже легли на бумагу. Конечно, предстояла немала ...