Гомер и Гесиод. Троянская войнаДревняя Греция / Греция – родина европейской цивилизации / Гомер и Гесиод. Троянская войнаСтраница 1
Когда обращаешься к прошлому, и уж тем более к очень далекому прошлому, очертания которого размыты временем, когда отзвуки былых событий (а скорее даже их блики) дошли до нас в трудах поэтов, мудрецов, историков, философов, художников, архитекторов, скульпторов, в глубине души все же надеешься, что тебе удастся составить более или менее точную картину того, что происходило в действительности. Понимая, как трудно отделить фантазии от реальности, тем не менее с поразительной настойчивостью и упорством стремимся представить себе повседневную жизнь греков. Не потому ли, что давно наградили титулом primum inter pares (первые среди равных). Их мифы мы брали за образцы. В них видели первых богов и героев. К их землям и городам (Микены, Троя, Фивы) привлечено внимание тех историков, географов, царей, полководцев (Плутарх, Фукидид, Страбон, Александр Македонский, Ксеркс, Цезарь, Константин, Диодор, проч.), что и сами уж пару тысячелетий являются историей. Иные из них «совершали паломничество в Троаду и бродили по полям ubi Troja fuit».
Герой Троады – Гектор
Прежде всего следует понимать: всякое истинное и великое произведение народа рождается на свет неслучайно. Источник его рождения сокрыт не только в душе художника, но и в самом этносе, который жаждет выразить свои сокровенные мысли, чаяния, надежды или разочарования. Нередко его мучает боль позора и унижения… Мифы гласят, что головная боль преследовала и самого Зевса, так что Гефест раскроил ему голову и лишь тогда из головы явилась во всем вооружении великая богиня Афина-Паллада.
Появление же произведений такого ранга, как труды Гомера, бесспорно являясь исключительным событием в жизни нации, знаменует и важный этап ее развития. Гомер делает в них попытку ответить на многие ключевые вопросы его времени. И хотя, скажем, об Афинах в поэмах упоминается редко и путанно, важнее другое: насколько ярко и точно удалось выразить автору время и кипевшие тогда в Греции страсти. Кто бы персонально ни был сей автор, к какой бы культурной среде или политической платформе он ни принадлежал, сам талант и масштаб его фигуры, но главное, уровень задач и характер рассматриваемых проблем сделали произведения Гомера явлением не только национального, но и общечеловеческого масштаба. Его поэмы – плод общегреческий, не только аттический. Близкое к ним место в жизни народов займут «Божественная комедия» Данте, «Дон Кихот» Сервантеса, труды Пушкина, «Война и мир» Толстого или «Преступление и наказание» Достоевского, пьесы Шекспира.
Время обратиться к эпохе Гомера… Как бог Саваоф, Гомер соединил в одном лице историка, философа, писателя, географа. Вместе с Гесиодом они – родоначальники классической религии Древней Греции. Они «впервые и установили для эллинов родословную богов, дали имена и прозвища, разделили между ними почести и круг деятельности и описали их образцы» (Геродот). Поэмы Гомера стали для древних своего рода скрижалем веры. Гомера называли «бессмертным богом». К. Маркс считал, что Гомер выше всех его богов. Впоследствии поэмы сравнивали с Библией.
Описываемый им мир богов – это человеческое общество, только перенесенное на Олимп. В самом деле, а разве на земле власть предержащая, подобно Зевсу, часто не лишена ясных этических принципов? Разве не черпает из сокровищниц дары и не распределяет их в высшей степени неравномерно и несправедливо?! Богов Гомера и богов Гесиода можно было бы назвать аморальными. Им свойствен религиозный скепсис. Боги Гомера не добры и не злы. Но они вовсе и не «бескачественны», нет, они – равнодушны. А еще Бруно Ясенский сказал: бойся не злых или негодяев, но бойся равнодушных, ибо это с их молчаливого согласия совершаются на земле все преступления! Почему-то не недостойное поведение людей вызывает гнев богов, не позорный общественный порядок, не полнейший хаос, царящий в том мире, что им подвластен (на это им наплевать), но «личные обиды и оскорбления».
Время создания Гомером «Илиады» и «Одиссеи» относят к X веку до н.э. Не приходится сомневаться и в том, что он был человеком из плоти и крови, а не мифической фигурой, хотя греки и говорили, что его отец – речное божество – Мелет, а мать – нимфа Крефеида. Слепой («не видящий») певец жил, по разным сведениям, в VIII—VII веках до н.э. или же на рубеже IX—VIII веков до н.э. Традиционный образ Гомера представляет собой старого певца, слепого, мудрого (по Овидию, еще и бедного), являвшегося странствующим рапсодом. Такие певцы бывали и у других народов. Ему приписывали не только «Илиаду» и «Одиссею», но и ряд других эпических произведений. За право называться родиной, давшей миру греческого сказителя, спорили семь городов (ныне известно девять его «биографий», как есть и девять различных «Трой»). По мнению критика Аристарха (II в.), «Одиссея» была написана Гомером в старости, «Илиада» – в молодости.
Смотрите также
Солнечная земля Египта
Египет… Этот мир неизменный, удивительный, с историей,
наполовину лишь разгаданной, с мудростью, четырьмя тысячелетиями
предшествовавшей времени Авраама и Якова.
В. Андреевский
А более всего я люб ...
Крах и падение Римской Империи
Подобно Катону Цензору Тиберий порицал также возраставшую
роскошь знати, содействовавшую развращенности, порокам и изнеженности и
вывозившую в Индию и Китай в обмен на шелк и драгоценные камни драго ...
Становление Римской Империи
История не в состоянии без посторонней помощи наглядно
описать народную жизнь во всем ее бесконечном разнообразии; она должна
довольствоваться описанием общего хода событий. В ее состав не входят де ...