Микенская Греция
Страница 5

Древняя Греция представляла собой ассоциацию городов-государств (полисов), каждое из которых имело своих богов и героев, законы и календарь. В Афинах особенно чтили Тесея, считавшегося создателем государства. О нем создано было множество легенд, которые прекрасно знал любой афинский школьник. Деяния этого героя во многом и предопределили будущую судьбу афинского государства. До него жители Аттики частенько враждовали, будучи как политически, так и духовно разделены. Вздумав объединить их в единый народ, Тесей терпеливо обходил греков, стараясь показать им все выгоды совместного общежития, преимущества единения в битвах против врагов. Будучи от природы очень сильным, он лишь в редких случаях прибегал к силе как к последнему аргументу. Тесей утвердил и всеобщий аттический праздник – Панафинеи. Каждый год в августе в Греции проходили различные гимнастические и музыкальные соревнования (а раз в четыре года торжественно проводились Великие Панафинеи). Победители игр награждались венками или амфорами с оливковым маслом. Ему же приписывают разделение жителей Аттики на знать, земледельцев и ремесленников. Тесей уничтожил прежние общинные советы, заменив их единым советом. Этот совет располагался в центре города, названном им Афинами в честь богини-покровительницы. Совершив столько славных деяний, греческий герой добровольно сложил с себя тяготы власти, показав себя мудрым законодателем и преподав урок правителям последующих эпох, считающих себя «демократами».

«Культурная душа» не сразу обрела приют в сердцах греков… Кочевые племена, пришедшие в Элладу, вне зависимости от того, появились ли они с Балкан, из Скифии или еще откуда-либо, как и другие народы, отдали дань суеверию, первобытной дикости. Вместе с тем они выращивали злаки, охотились на дичь, сажали фиги и маслины (маслины составляли главный предмет питания греков), возделывали виноградники и делали вино. Земля давала им пищу и минимальное количество плодов (масло и вино), что можно было пустить в торговый оборот, получив за них пшеницу, ткани, оружие и т.д. Важным стратегическим фактором было владение проливами, через которые осуществлялась вся торговля с хлебными рынками на побережье Черного моря или же в Египте. Ведь около половины экспортируемого в Афины хлеба доставлялось туда из пределов Боспорского царства. О том, что хлеб в Греции и ее колониях считался стратегическим товаром, свидетельствует и клятва, которую произносили обитатели Херсонеса Таврического: «Я не буду продавать хлеба, получаемого с полей (нашей) родины, я не стану его вывозить в другое место, помимо Херсона».

Как видим, греки две тысячи лет тому назад прекрасно понимали необходимость государственного регулирования в своем зерновом хозяйстве (чего не понимают, кажется, наши министры-экономисты). Место Греции благоприятствовало ее процветанию. Материк делился на три части: северная Греция, средняя Греция (или собственно Эллада), соединенная с Элладой перешейком южная Греция (Пелопоннес). Страна, находясь за горными хребтами, являла собой естественную цитадель, проход к которой был весьма и весьма затруднен узкими ущельями, что блестяще доказали своим подвигом 300 спартанцев царя Леонида (при мужественной обороне Фермопил).

С другой стороны, ряд греческих областей оказывался разобщен, разделен самой природой. Никаких больших рек, вроде Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхэ, Волги и Днепра тут нет в помине. Это затрудняло связи между отдельными этническими группами, населявшими полуостров. Отсюда и сложность при объединении местных племен. Междоусобицы не раз ставили греков на грань гибели (в том числе в схватке с персами). Что говорить, если даже на маленьком острове Аморге (21 на 3 кв. мили) образовалось аж целых три независимых политических общины. Многое значила и близость к морю (в Пелопоннесе нет ни одного пункта, удаленного более чем на 7 миль от моря, в средней Греции – более чем на 8 миль). Особое значение имело то, что большое число островов, входящих в состав архипелага, образуют собой как бы сплошной мост, связывающий Европу с Азией. Среди островов на западном побережье Греции находился и остров Итака – родина гомеровского героя Одиссея. Остров Итака сегодня

Остров Итака сегодня

Земли Аттики были богаты железом, серебром, строительным камнем, мрамором, глиноземом. В той же Аттике имелось и серебро (на юге, в Лаврии). В Греции находились такие города, как Сибарис, выделявшийся своим богатством, которое приносил серебряный рудник. За золотом же греки устремлялись далее – на северное побережье, в Македонию, Фракию, Лидию или в Колхиду. Кстати, легенда о путешествии Ясона за золотым руном, по словам Страбона, предполагала такой способ добывания золота у некоторых народов: в воду погружали шкуру барана, то есть «золотое руно», в результате чего крупинки золота оседали на его шерсти. Вышеупомянутый Сибарис, владея гаванью на Этрусском море, являлся важнейшим посредником в торговле между Милетом и этрусками. В основном на посредничестве он и сделался богатым, ради чего освобождал от таможенной пошлины даже самые дорогие товары. Все это превратило восточную часть страны, где и были расположены залежи металлов, в наиболее развитую и процветающую. Как ни странно, но находясь у моря, греки постоянно испытывали большую нужду в питьевой воде. Пресная вода ценилась тут на вес золота. Известна даже клятва членов союза, охранявших Дельфы. Они поклялись не забирать никогда «у союзных общин проточной воды». Интересно, что пускаясь в путешествие, греки обычно говорили друг другу: «Доброго пути и свежей воды». Корабль древних греков

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также

Империя Чингисхана
Восемь столетий назад один человек завоевал полмира. Имя ему – Чингисхан. Это был величайший завоеватель на арене мировой истории. Переходы его армии измерялись не километрами, а градусами широты и ...

Греция – родина европейской цивилизации
История как особый вид научного знания – или, лучше сказать, творчества – была детищем именно античной цивилизации. Разумеется, и у других древних народов, и, в частности, в соседних с греками стран ...

Тюркские народы с X в. до н. э. по V в. н. э
Мировая история свидетельствует, что не было и не могло быть этноса, происходящего от одного предка. Все этносы имеют двух и более предков, как все люди имеют отца и мать, и это подтверждено многове ...