Эмират Зенги и принципат Нур ад-Дина
Империя тюрков / Тюрки в мусульманском мире / Эмират Зенги и принципат Нур ад-Дина
Страница 3

Эти идеи начали появляться при Зенги, который накануне взятия Эдессы настаивал на необходимости вести против крестоносцев открытую наступательную войну, вплоть до полного их изгнания. Именно Hyp ад-Дин первым превратил джихад в завершенную теорию, указав конкретную политическую линию, и привел в действие мощный механизм для ее распространения. К ее содержанию он добавил две концепции. Первая – особая святость Иерусалима и Святой земли. Вторая – необходимость восстановления политической целостности ислама на Ближнем Востоке как подготовительная фаза джихада против европейцев. Итак, идея джихада складывалась в мощном духовном движении, находящемся в состоянии брожения уже целый век.

Медресе, «дар аль-хадис» и «рибат» были инструментами пропаганды ислама. Больше всего медресе создавались при Hyp ад-Дине. До него на подвластных ему территориях было построено шестнадцать медресе, он создал еще сорок два. Медресе представляли собой очаг распространения суннизма и идеологии джихада. «Дар аль-хадис» – школы, которые специализировались на изучении Откровений Пророка, но в целом выполняли те же функции, что и медресе. Суннитское движение благоприятствовало мистическому движению, наиболее ярким проявлением которого стал суфизм – форма исламского монашества. Суфисты объединялись в общины – рибаты или ханака, которые, в свою очередь, образовывали настоящие братства. Таким образом, Hyp ад-Дин осуществил духовное и политическое объединение Сирии.

Итак, приход Зенги к власти в Мосуле и в Халебе положил начало процессу объединения мусульманской Сирии, который достигает своей наивысшей точки при правлении Hyp ад-Дина. Он разработал последовательную политику, в основе которой лежала идеология джихада, опиравшаяся на организованную военную силу. В 1146 г. Hyp ад-Дин завоевал графство Эдессу, а затем все нехристианские государства Сирии. Европейцы смогли сохранить за собой лишь свои старые земли.

В ту пору Hyp ад-Дин именовался как «Хранитель страны Аллаха», «Победитель неверных и язычников». «Непобедимым» же его мог сделать захват Египта.

Главной ставкой в войне 1164 г. становится Египет, который в начале века теряет былое могущество.

Крестоносцы полагали, что если невозможно установить христианскую власть в Египте, то, по крайней мере, нужно, чтобы Египет стал союзником или же находился под их протекторатом. В данной ситуации инициатива исходила от самих египтян. В 1164 г. Шавар, визирь Верхнего Египта, скрывавшийся в Сирии, убедил Hyp ад-Дина свергнуть Фатимидов и восстановить власть суннитов. Нур ад-Дин поручил эту миссию своему ближайшему помощнику, курду по национальности, Ширкуху, который во главе туркменского войска без труда выполнил это задание. Но, вновь став визирем, Шавар рассорился с Ширкухом и обратился за помощью к европейцам. Амальрик Иерусалимский осадил Ширкуха в Бильбейсе и, вероятно, захватил бы город, но обстоятельства вынудили его вернуться в Палестину. Дело в том, что Hyp ад-Дин вновь занял Харим в Антиохийском княжестве. Новая попытка Ширкуха напасть на Египет в 1167 г. оказалась неудачной, так как Амальрик дошел до самого Каира.

Hyp ад-Дин вновь совершил отвлекающий маневр, атаковав графство Триполи, после чего обе армии вынуждены были отступить. В результате Амальрик получил от Египта дань в 100 тыс. золотых монет, оставил в Каире правителя-европейца и гарнизоны, которые должны были следить за сбором дани.

Эти победы вдохновили крестоносцев. Амальрик задумал завоевать Египет и в письме к королю Франции, Людовику VII, раскрыл свой план: «Дорожа Вами и Вашим королевством, являясь Вашими преданными слугами и уповая на Вас и Ваше королевство, мы считаем возможным известить Ваше Величество об успехах нашего оружия (…). Если, как обычно, Ваша высочайшая добродетель пожелает нам помочь, то Египет без труда будет осенен Крестом Господним».

В 1168 г. Амальрик стал готовиться к походу (на этот раз египтяне не обращались к нему за помощью), целью которого теперь становится завоевание Египта. Началу военных действий предшествовало дипломатическое сближение Амальрика с Византией. Обе стороны решили завладеть Египтом, разделить добычу и, быть может, саму страну. В 1168 г. Амальрик перешел к активным действиям.

Между тем Шавар заключил новый договор с Hyp ад-Дином и Ширкухом. Крестоносцы заняли Бильбейс и осадили Каир, но в январе 1169 г. на помощь Каиру подоспели войска Ширкуха и его племянника Саладина, и те вынуждены были отступить. Попытка завоевать Египет не удалась, для крестоносцев он был потерян.

После смерти Ширкуха, по приказу Саладина, был убит Шавар. Саладин объявил себя визирем и при поддержке своей тюркской гвардии стал правителем Египта.

Саладин (1171–1193 гг.) – курд по происхождению, основатель династии Айюбидов – ярчайшая личность своего времени. Его смелость и честность вызывали восхищение и зависть, как у противников, так и у сторонников.

Страницы: 1 2 3 

Смотрите также

Солнечная земля Египта
Египет… Этот мир неизменный, удивительный, с историей, наполовину лишь разгаданной, с мудростью, четырьмя тысячелетиями предшествовавшей времени Авраама и Якова. В. Андреевский А более всего я люб ...

Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее ...

Наука и политика. Война и мир
С тех самых пор, как мои занятия античным миром приняли сознательный и самостоятельный характер, он был для меня не тихим и отвлекающим от современной жизни музеем, а живой частью новейшей культуры; ...