Тюрки и Египет
Страница 1

Иностранный легион – изобретение древнее. Обычно наемники – свободные люди, поступающие на службу добровольно, но в Египте их роль выполняли мамлюки, буквально «принадлежащие», т. е. рабы. Остановимся на их роли в истории более подробно.

Казалось бы, мамлюкам легче всего было принять ислам, что давало свободу, и раствориться в конгломерате народов мусульманского мира. Но они избегали свободы как огня, и не зря. Одинокий человек на чужбине, без денег и друзей, обречен на самую жалкую жизнь. А находясь в войске, он был сыт, одет, вооружен и имел прекрасную перспективу повышения, потому что султан или эмир нуждался именно в его преданности и доблести. Местных мусульман в эту гвардию не допускали: они были связаны с населением. Согласно шариату, мусульманин не может быть продан в рабство, поэтому в Египте покупали только язычников и христиан.

Гвардию мамлюков составляли кыпчаки из южнорусских степей, объединявшие вокруг себя славян, мордву, тюрков, монголов и горцев-черкесов.

Принцип этнической близости в неволе выдерживается более строго, чем в любых иных коллизиях. Как бы мы ни отрицали у наемников то, что можно назвать национальным чувством, приходится признать, что именно это чувство было движущей силой, которая создавала вражду между различными соединениями фатимидской армии.

Фатимидам удалось создать государство на основе консорции, пополняемой новообращенными из всех народностей Ближнего Востока и Европы.

Фатимиды имеют отношение к тюркской истории в связи с тем, что начиная с царствования аль-Азиза (975–996 гг.), их второго халифа, и еще до присоединения к ним нубийцев и суданцев, они стали комплектовать свою армию, до сих пор состоявшую из берберов и рабов из Европы, полками тюркских мамлюков.

Мамлюки отнюдь не обожали своих продавцов и покупателей, поэтому они спокойно позволили заменить исмаилитского халифа суннитским султаном в 1171 г.

Египетские мамлюки во главе с тюрком Бейбарсом в 1244 г. нанесли поражение войскам крестоносцев и сирийских правителей, захватив ряд городов Сирии и Палестины. В 1250 г. мамлюки отстранили Айюбидов от власти и основали династию султанов, правившую Египтом и Сирией вплоть до османского завоевания (1516–1517 гг.). Различают две линии этой династии: Бахритов (1250–1382 гг.) – преимущественно тюркского происхождения и Бурджитов (1382–1517 гг.) – преимущественно черкесского.

Весьма любопытна роль одного из самых знаменитых мамлюков – Ахмада ибн Тулуна – в истории Египта.

Ахмад ибн Тулун был послан в 868 г. халифом аль-Мутазом в Египет контролировать эту важную провинцию, правда с ограниченными полномочиями. По прибытия в Фустат (Каир) ибн Тулун взял полностью правление в свои руки, несмотря на ограничения.

Талантливый организатор и экономист, он снизил налоги, но исправно отправлял собранную дань халифу. Тем не менее у него оставалась значительная сумма, которая позволила ему начать большие работы и создать надежную и хорошо оплачиваемую армию, включавшую тюркские, греческие и суданские контингенты.

Впервые со времен Птоломеев Египет вновь стал независимым и смог занять достойное место в политической жизни Ближнего Востока. Халиф не только отказался от мысли наказать своего самовольного вассала, но даже поддержал его во время аннексии Сицилии и части Месопотамии.

Между тем внуки великого ибн Тулуна оказались бездарными продолжателями, и в 905 г. аббасидские войска вступили в Фустат. Был назначен новый губернатор, тоже тюрк, под именем Ихсида. Как и его дети, он был верным вассалом Багдада.

Тулуниды и исхидиды являли собой ортодоксальных и убежденных мусульман: будучи членами Дар аль-Ислама в Умме, они не думали ни о расколе, ни о ереси, ни о сепаратизме. Их искусство и архитектура свидетельствуют о том, что они были продуктом аббасидского халифата: великолепная мечеть ибн Тулуна в Каире – это всего лишь копия большой мечети аль-Мутаваккила в Самарре, приспособленная к местным условиям.

Тем временем в самом сердце империи и в буидском Ираке (буиды открыто приняли шиитскую веру и в 945 г. захватили Багдад, хотя, против всякого ожидания, не тронули халифа: он был лишен реальных властных полномочий и остался только декоративным символом власти) раскол набирал силу и серьезно угрожал Египту. Фатимиды, которые представляли раскольническое течение в Северной Африке, вышли из Ифрикии и захватили долину Нила в 969 г. Под их владычеством страна обрела независимость, которую ей даровал ибн Тулун.

Страницы: 1 2

Смотрите также

Солнечная земля Египта
Египет… Этот мир неизменный, удивительный, с историей, наполовину лишь разгаданной, с мудростью, четырьмя тысячелетиями предшествовавшей времени Авраама и Якова. В. Андреевский А более всего я люб ...

Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее ...

Наука и политика. Война и мир
С тех самых пор, как мои занятия античным миром приняли сознательный и самостоятельный характер, он был для меня не тихим и отвлекающим от современной жизни музеем, а живой частью новейшей культуры; ...