Раскол в Великом Тюркском каганате
Страница 5

Племена телесцев, кочевавших к северу от Великой пустыни Гоби, составляли большую часть земель восточно-тюркского хана. Тюрки, используя их раздробленность, облагали эти племена высокими налогами и насильно забирали в свои войска. Так вот, племена уйгуров, буту, тонгра и байырку объединились и восстали под знаменами рода Яглакар, впоследствии ставшего во главе Уйгурского каганата. Восточные степи оказались во власти повстанцев.

Здесь, очевидно, следует отметить, что изначально уйгурский племенной союз и Тюркский каганат имели противоположные направления развития, и их столкновение – это столкновение двух систем. Между ними была масса расхождений: антропологических, психологических, миропонимания. Основной показатель их тюркской общности – лингвистический: говорили они на одном языке. Уйгуры, как и тюрки, до последнего отстаивали свою свободу, однако, в отличие от тюрков, победив, уйгуры разбредались по своим кочевьям, давая врагу возможность оправиться. Поэтому вскоре тюрки смогли вновь продолжить войну против империи Тан.

Что же касается Западного каганата, то на тот момент владения западных ханов охватывали всю Джунгарию, и только хребет Монгольского Алтая разделял их. Поскольку Кара-Чурин и его внук Нили погибли, брат Кара-Чурина Басы-тегин – законный наследник престола – томился в китайском плену, главенствовал союз пяти тюркских племен под названием Дулу, а ставка орды находилась в долине реки Или, в Семиречье.

Беки и старейшины союза Дулу, осознавая, что в каганате нет центрального управления, захватили власть и без созыва курултая возвели на престол сына Нили-хана Тамана с титулом Нигю Чуло-хан. Государственный переворот, совершенный союзом племен Дулу, явился для всего Западного каганата полной неожиданностью. Но когда об этом стало известно, многие тюркские племена стали выказывать неповиновение правительству. Восточные области отпали, на караванных дорогах начались грабежи. Внутри страны положение становилось угрожающим. Некоторые тюркские племена стали самостоятельно заключать союз с Китаем. Появился и претендент на престол, у которого сразу нашлись сторонники. Это был бек Шегуй – внук Кара-Чурина, который имел удел Чач и его области.

Китайская дипломатия, предчувствуя назревающую гражданскую войну, не осталась в стороне от событий. Китайское правительство оказало поддержку Шегую, который в 612 г. немедленно выступил в поход против войск Тамана и наголову разбил их. Таман бежал на восток, но там попал в плен к китайцам. Китайское правительство выдало его послу Шегуя, который его и убил.

С гибелью Тамана закончилась гражданская война. Его приверженцы были разделены на три малые орды. Шегуй с титулом Тунджабгу-хан на курултае был избран ханом Западного каганата. Внутреннее положение каганата упрочилось, внешние затруднения рассеялись. Самая острая проблема – существование в Джунгарии независимой телеской конфедерации – разрешилась сама собой. В 619 г. оба телеских вождя – кибисский Мохэ-хан Гаяэн и сеяньтоский Ишбар – отреклись от титулов и добровольно подчинились Тун-джабгу-хану. Грабежи на караванных дорогах прекратились.

Тун-джабгу-хан расположил свою ставку в зеленой степи, к северу от Чача. Это был центр его обширных владений. Здесь он принимал посольства от восточного (китайского) и западного (византийского) императоров.

По старой древнетюркской традиции Западный тюркский каганат разделился на восточное и западное крыло. Первым лицом после кагана был ябгу. На эту должность Тунджабгу-хан назначил своего младшего брата Мохо-шада. Он стал правителем западных областей и первым лицом после хана. Старший брат Нишу Гян-шад был назначен удельным беком в Бухаре. Территория современного Западного Казахстана называлась в те времена Сибирью. Удельным беком этой области Тун-джабгу-хан назначил своего дядю, который впоследствии принял титул Кюйлюг Сибир-хан.

С установлением мира в Западном каганате жизненный уровень кочевников и жителей городов поднялся. Доходы в казну возросли, усилилась и мощь армии.

Вот как описывает внешний вид богатого и роскошного двора западнотюркского хана китайский монах Сюань Цзан, встретивший Тунджабгу-хана на охоте: «Хан был одет в халат из зеленого атласа, голова его была не покрыта, только узкая шелковая лента перехватывала лоб и удерживала волосы, ниспадавшие на плечи. Хана окружала свита из двухсот всадников, одетых в меховые или полотняные одежды и вооруженных длинными копьями с флажками и прямыми луками. Их было так много, что конца войска не было видно». Однако, несмотря на богатство, сытость и праздность, сохранилось поклонение интеллекту, восхищение им. Нищего китайского монаха встретили, накормили. Хан с вниманием выслушал его и дал все необходимое для дальнейшего путешествия в Индию, откуда Сюань Цзан обещал привезти крупицу мудрости.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Смотрите также

Политика и культура древнего Ирана
После ассиро-вавилонской монархии, этой золотой головы наиболее чистого и наиболее централизованного деспотизма, выступает мидо-персидская монархия – серебряная грудь и руки, символизирующие менее ...

Становление Римской Империи
История не в состоянии без посторонней помощи наглядно описать народную жизнь во всем ее бесконечном разнообразии; она должна довольствоваться описанием общего хода событий. В ее состав не входят де ...

Наука и политика. Война и мир
С тех самых пор, как мои занятия античным миром приняли сознательный и самостоятельный характер, он был для меня не тихим и отвлекающим от современной жизни музеем, а живой частью новейшей культуры; ...